В Екатеринбурге, в Центральном парке культуры и отдыха им. Маяковского уже в пятый раз состоялся фестиваль актуального искусства «Лом-2013». Тема его звучит так: «Мегаломания. Глобальный разум» (Посвящение «Экспо-2020»).
Торжественное открытие выставки состоялось 18 августа 2013г.
На сей раз на выставке были представлены работы из десятка городов
нашей страны и даже три работы из-за рубежа (США, Украина и Казахстан). Кроме уральских городов выставили свои работы скульпторы из Красноярска, Сургута, Ижевска и Озерска.
Вопреки моим ожиданиям выставка на этот стала значительно скромнее, чем в прошлые годы. Почему произошел некоторый спад - не понятно. Наверное, сами участники фестиваля подозревают, почему так произошло. А я гадать не буду.
Работ стало заметно меньше, поэтому, я думаю, пришлось «для массовости» выставить скульптуры прошлых лет, которые, как мне показалось, были интереснее новых. Заданная глобальная тема, конечно, повлияла на участников и поставила их в некие рамки. Поэтому многие работы – со сложной философской подоплекой, она потребовала пространных объяснений, и иногда работы казались притянутыми к теме за уши. Кстати, по моим наблюдениям эти пояснения редко кто читает.
Хотя общее впечатление от выставки было несколько слабее, чем в прошлые годы но, тем не менее, некоторые работы мне показались интересными. Вот, например, «Клоун-мобиль» Михаила Кашкарова из Харькова. Забавный клоун с сигаретой и красным носом сделан из деталей типа шестеренок, голова его – из какого-то бака. Он мчится на трехколесном велосипеде: движение и скорость прекрасно передает развевающийся красный шарф из перфорированной железной ленты.
С особым интересом я искала новые работы Константина Бруевича, который запомнился по
прошлым выставкам своими яркими, талантливыми скульптурами. Одна новая его работа под названием «Загремим под фарфары или Respect и Уважуха»- очень нарядная, праздничная, сияющая на солнце. Название, как всегда, остроумное, в чем К. Бруевич большой мастак. Ко второй его скульптуре под названием «Нефтяная игла» дано пояснение, иначе было бы не понятно, что она изображает. Вообще-то, мне показалось, что скульптура больше похожа на симпатичную новогоднюю елочку, украшенную всяческими металлоломными игрушками. Но смысл заложенный автором в работе - серьезный, актуальный и благородный: предостережение, что все растущие потребности человека посадили страну на нефтяную иглу, что, в конце концов заведет ее (страну) в тупик.
Большим успехом у детворы пользуются две работы, две машины: «Машина времени» Остапа Бендера – автор Artem Mirolevichиз Нью-Йорка и, к сожалению, я не запомнила автора второй машины и ее название.
Я наблюдала, как один маленький мальчик долго «катался» на машине Остапа Бендера. Он крутил руль, нажимал на все кнопочки, заглядывал под капот, и так без конца, а папа с мамой терпеливо его ждали. Передвигался он по выставке на своем собственном транспортном средстве.
Больше всего меня поразила работа «Салафиил. Молитва о грядущем» Александра Иванова из Нижнего Тагила. На мой взгляд эта скульптура - настоящее произведение искусства. Поза, выражение лица архангела, его тонкие нервные руки – все волнует. А то, что она из металлолома - приходит на ум уже потом, позже.
Выставка завершится 15 сентября, так что еще есть время на ней побывать и составить свое собственное мнение.