Превращать мусор в предметы искусства – идея не новая. Еще в 1918 г. в Германии этим шокировал публику Курт Швиттерс. Он создавал коллажи из подручных отходов – обрывков веревок, обломков мебели, старых фотографий и афиш. В ход шли трамвайные билеты, консервные банки. Это направление искусства получило название Трэш-арт от английского слова trash-мусор.
Когда и где впервые зародилась мысль использовать металлолом для создания из него чего-то нового - неизвестно. Видимо, идея, как говорится, витала в воздухе. Потому что она стала воплощаться в 80-х годах прошлого и в начале нашего века в разных странах. Тогда по всему миру стали появляться скульптуры из металлолома, и это направление искусства условно стало называться Scrap-арт. От английскргр Scrap – лом.


Одним из первых искусников из мира любителей мастерить что-нибудь замысловатое и удивительное своими руками из металлолома был австралиец Джеймс Корбетт (James Corbett). Будущий мастер был далек от искусства: его профессией была утилизация старых автомобилей в Брисбене. Неудивительно, что первым экземпляром коллекции Джеймса из металлолома стала скульптура спортивного гоночного автомобиля 50-ых годов прошлого века, для изготовления которой он использовал запчасти старых автомобилей. Это случилось в 1999 году, и друзья одобрили его работу. Успешное начинание со временем переросло в увлекательное хобби, а также довольно прибыльный бизнес. После своей первой успешной выставки в Брисбоне в июле 1999 года, Джеймса Корбетта стали ежегодно приглашать на разные выставки: в Сиднее, Мельбурне, в США и Германии, появились сообщения об его поделках в журнальных публикациях и телевизионных сюжетах. Скульптуры Корбетта удивительно элегантны и динамичны и, кажется, что они живут своей жизнью. Его автомобилисты, велосипедисты и конькобежцы словно летят навстречу победе – или аварии. Они наполнены какой-то необъяснимой внутренней энергией. И это не удивительно, - ведь материалом служат запчасти автомобилей, которые имеют свои собственную историю, память и, соответственно, имеют огромный заряд энергии!



А вот еще один кудесник – металлист. Это – Эдуард Мартинье ( Edouard Martinet) из Франции, который может из ржавых кастрюль и сковородок, клавиатуры от пишущей машинки, автомобильных фар и другого металлического мусора сотворить какое угодно животное. Для этого у него есть талант, воображение и умелые руки. Материал для своих произведений Edouard Martinet находит на блошиных рынках и гаражных распродажах. Обычно автор создает представителей живого мира: рыб, земноводных, насекомых, птиц…
Предварительно Edouard Martinet делает несколько подробнейших чертежей и уже, затем, основываясь на них, ищет необходимые элементы будущего произведения. Особенностью его работы является то, что в своем творчестве он не использует сварку, а тщательно подбирает детали по соответствию друг другу и соединяет их болтами. Например, его «Комар» - почти ювелирная работа. А как Вам – этот страус, энергично работающий своими железными ногами? Или петух, орущий во все горло?

Стоит рассказать и про японца по имени Йома Сегев из местечка Гедере. Когда-то он работал чиновником, и у него не было ни художественного образования, ни какой-либо тяги к творчеству. Но, вдруг, в нем проснулся художник, и он стал «ваять» из металлолома. Все друзья, знакомые и соседи несут к нему любую железку, найденную на улице или на свалке. Свои скульптуры Йома хранит во дворе своего дома и их не продает. Однако любой, кому интересно, может свободно зайти к нему во двор и расспросить самого Йому про его хобби.

Нельзя не упомянуть и американца Джо Погана (Joe Pogan), уроженца штата Орегон, который также делает скульптуры из металлических деталей. Имея двадцатилетний опыт профессионального сварщика, он использует уникальную комбинацию богатого опыта и артистического таланта для создания удивительного разнообразия скульптуры животных и птиц. Его птицы и рыбы с невероятной кропотливостью созданы из гаек, болтов, гвоздей, старых часов, монет и прочего, казалось бы, бесполезного железного лома. «Я использую «смешанную» технику, которая заключается в том, что между деталями и разными объектами не остается пространства, скульптура выглядит цельной. Это позволяет мне спрятать детали одну за другой, что усиливает у смотрящих желание поиска и открытия», - рассказывает скульптор-сварщик. Вам не кажется, что эта птичка сейчас вспорхнет и улетит?


Все вышеописанные работы - изящные, элегантные, но относительно небольших размеров. Однако есть и другие масштабы в работе с металлоломом. В североамериканском городе Самптер (штат Висконтин) находится Парк Доктора Эвермора (Dr. Evermor’s Art Park). Парк был создан в 1980 году человеком по имени Том Эвери, который бросил прежнюю работу (он зарабатывал на жизнь, демонтажом и переработкой индустриального оборудования и механизмов) и переименовал себя в Доктора Эвермора (Dr. Evermore). Прежде, он годами откладывал понравившиеся ему узлы и детали демонтируемых устройств на нескольких купленных им земельных участках. 
Передав прежнее дело сыну, он начал строить огромные причудливые структуры из металлолома - на тему: космос, мистика, оккультизм. В парке представлены сотни исполинских скульптур из металлолома. В центре парка расположен Foreverton - самая большая металлоломная скульптура в мире, - упомянутая в Книге Рекордов Гиннеса и напоминающая космический корабль. Весом она 300 тонн, высотой более 15метров. Все компоненты Forevertron - старые куски механизмов, возрастом от 50 до 100 лет, соединённых с помощью сварки и болтов.
Скульптор Эвагорас Джорджиу (Evagoras Georgiou) с острова Кипр создает скульптуры птиц из металлолома, но его «птичник» – из весьма крупных экземпляров. Между такими скульптурами можно гулять. 
В сентябре 2007г. состоялась грандиозная выставка его скульптур в Dr. Evermor’s Art Park. На выставке он представил впечатляющий проект - Птичий Оркестр (Bird Band) из 70-ти скульптур - все они, кажется, еще немного и, действительно, заиграют.
У оркестра есть и дирижер – вот он!
Нет ничего удивительного, что «металлоломное» искусство и в нашей стране нашло своих поклонников и творцов. В Москве в 2007 г. открылся сквер с необычным названием - Знаки Зодиака.
Его украсила композиция из двенадцати необычных скульптурных композиций из металлолома Андрея Асерьянца. Например, козерог. Вместо банального козла с рыбьим хвостом – «крутой» тип с рогами, позирующий возле своего навороченного мотоцикла.
Искусство Скрап-арт постепенно развивалось, все больше появлялось мастеров в разных городах. В Белгороде открылась выставка скульптора Александра Пшеничного. В 2008 году в Перми появилась традиция: ежегодно украшать город новыми композициями из металла. Свои работы там в разные годы выставляли художники из Нижнего Тагила, Ижевска, Перми и Латвии. И, наконец, в 2009 году в городе Екатеринбурге состоялся I Всероссийский фестиваль парковой скульптуры из металлолома "ЛОМ", в котором приняли участие 19 художников, а победителем был признан Владимир Уфимцев с его «Саксофонистом». II Всероссийский фестиваль парковой скульптуры из металлолома состоялся в 2010 году. Под открытым небом в парке Маяковского выставили свои работы 38 художников с Урала, из Хабаровской области, Москвы и Украины. "Бронзу" на фестивале получил Константин Бруевич с "Француженкой" и "Крокодяброй крылатой". Многие из его работ не только креативные и фантазийные, но, так как автор обладает тонким чувством юмора – они еще и очень забавные. Нельзя без улыбки смотреть на его, слегка испуганного «Кота» и задиристых мышей или «Француженку» с ее шармом. А что стоят даже одни названия - умора!
Многие творения зарубежных мастеров нашли свой дом у покупателей из разных стран и украсили парки городов Автралии, Англии, Швейцарии, Новой Зеландии, Арабских Эмиратов, Японии, США и т.п. Можно надеяться, что и у нас, при поддержке спонсоров, это искусство будет и дальше развиваться, и все новые интересные скульптуры появятся в парках, скверах и на улицах наших городов.
12.04.2011 Светлана Стилик